24 Июль 2012

 

Вопросы подготовки кадров для работы в условиях членства России во Всемирной торговой организации

Открывая рубрику «Социальное партнерство» в газете «Тюменская область сегодня», правительство Тюменской области продемонстрировало свою волю работать на принципах трипартизма. Возможность региональному объединению работодателей и представителям работников (Тюменскому облсовпрофу) высказать свою точку зрения на события и явления в жизни нашего общества позволит создать условия для выработки наилучших решений в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Решение проблем развития общества и общественных отношений может быть успешным только в результате согласованных действий правительства, трудящихся и предпринимателей.

Зачем нам ВТО?

21 июля 2012 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Федеральный закон № 126-ФЗ,
ратифицирующий Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Закон принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.
Что дает нам вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

 

Очевидно, что членство в ВТО – это своеобразный пропуск на международный рынок. Однако, став членом ВТО, Россия не может ограничить приток на свою территорию импортных товаров и услуг. Это не означает, что надо отгородиться от мира и отказаться от торгового союза с Западом. Он нам нужен. Мы должны наладить собственное конкурентоспособное производство, а это возможно только через модернизацию собственной экономики.

Модернизация экономики – это неизбежность, с которой страна столкнулась в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на глобальном рынке. Нет недостатка в решениях и поручениях президента РФ, председателя правительства, губернатора Тюменской области и других ответственных руководителей страны и области, направленных на расширение модернизации и внедрение инноваций. Владея информацией, они лучше других чувствуют и понимают необходимость перемен. Но как говорится, идея должна овладеть массами.  Мы только приступаем к модернизации, не понимая порой всей глубины и сущности тех грандиозных перемен, которые грядут. 

Оценка ситуации

Бизнес-сообщество предъявляет все больше претензий к качеству знаний выпускников образовательных учреждений, однако не спешит принимать реального участия в модернизации системы профессионального образования, ограничиваясь дек­ларациями о намерениях.

Страна больше не может гордиться отечественной системой профессионального образования, она уже не отвечает в полной мере возросшим требованиям экономики. Наши специалисты не всегда конкурентоспособны, не всегда могут эффективно применять свои знания на производстве. В конечном счете эффективность производства определяется производительностью труда. Там, где  в развитых странах работает один человек, в России зачастую заняты три. Приняв молодого специалиста, предприятию приходится доучивать и переучивать его на рабочем месте, производя дополнительные затраты, устанавливая минимальную заработную плату. Работодатели не заинтересованы в решении социальных проблем выпускников.

Организации, которые заказывают (по договору) подготовку специалистов с определенными профессиональными навыками, вынуждены в ходе обучения нести затраты на изучение этими специалистами дисциплин в объемах, не имеющих
практического значения для конкретного производства.

Затем возникает необходимость назначать для них наставников и отвлекать тем самым высококвалифицированных работников от производительного труда. Кроме того, наставничество в современных условиях приобрело другой смысл – наставник видит в молодом специалисте угрозу своему благополучию и не торопится передавать ему опыт и знания.

В то же время ощущается острый недостаток тем и дис­циплин, которые необходимо глубоко изучить для осуществления деятельности на реальном производстве. Образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт) – нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов реальным профессиональным требованиям работодателей снижает эффективность национальной образовательной системы.

Образовательные учреждения также стали заложниками этой ситуации, так как любое отклонение от программ по срокам, содержанию, методам и технологиям обучения неизбежно становится предметом разбирательства со стороны контрольно-надзорных органов со всеми вытекающими последствиями, даже если привнесенные учебные инновации намного эффективнее устаревших норм и правил.

Следует разделять понятия «квалификация» – знания, подтвержденные документом образовательного учреждения, и «компетенция» – знания, которые специалист (любого уровня) может применить на практике для выполнения конкретной задачи (работы) в направлении поставленной цели. Именно в этом кроются противоречия образовательных учреждений и бизнеса. Решать эти проблемы призвана «Система сертификации квалификаций». Это новый институт профессионального самоуправления в образовании, и его следует незамедлительно создавать. Однако он трудно воспринимается обществом.

Между тем сертификация квалификаций и признание национальной рамки квалификаций является условием членства России в ВТО. Поэтому чрезвычайно актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров. Если проводить политику технологической модернизации и внедрять новейшую технику и технологии, но не найти толковых и дисциплинированных специалистов, все усилия будут напрасны.

Что делать?

Модернизацию экономики следует рассматривать комплексно. Страны Европейского союза, североамериканские
государства (США, Канада) и развитые азиатские страны нашли выход из такого положения через создание независимой системы оценки и сертификации квалификаций, повышения квалификации и переподготовки кад­ров с использованием современных форм, методов и средств обучения.

Национальная рамка квалификаций действует во всех странах – членах ВТО. Принята она и в России, но пока не работает. Дело в том, что ее внедрение повлечет за собой необходимость внесения большого количества изменений в Трудовой кодекс и другие нормативные документы.

Доказать свою

квалификацию работник может лишь пройдя сертификацию на соответствие профессиональным стандартам, которые тоже еще не разработаны.

Сертификация – это процесс присвоения специалистам статуса согласно их реальным знаниям, доказанным независимым экспертам. Сертифицировать надо будет всех работников – и тех, которые давно работают на предприятии, и тех, кто получил соответствующий уровень профессионального образования недавно. В перспективе сертификация квалификаций должна стать обязательной, поскольку российскую продукцию и услуги могут просто не допустить на мировой рынок.

В развитых странах оценивается и контролируется не формальный образовательный процесс, а компетенции работников, то есть знания, опыт и умение применить их на рабочем месте. Профессиональное сообщество само осуществляет независимую оценку и сертификацию квалификаций. Нам надо осмыслить и понять систему профессионального образования стран с развитой экономикой и заимствовать их опыт! В стране разорвана естественная связь науки, образования и производства. Эти связи надо восстанавливать, но на новой экономической основе.

Развитие образования в современном мире направлено, прежде всего, на доступность и качество знаний. Уровень интеллектуального потенциала страны зависит от качества профессионального образования.

Барьеры и препятствия

Уже более десяти лет пытаемся адаптировать систему профессионального образования к новым постсоветским реальностям. В Тюменской области есть ученые (Куцев, Майер и другие), которые исследовали проблемы профессионального образования и очень хорошо знают эту тему. Мне также довелось заниматься исследованиями в этой области и внедрением в практику их результатов. Однако все исследования в сфере профессио­нального образования вращаются как бы  в замкнутой сфере.

Мы возвратились к первоначальному состоянию проблемы и путям ее решения. Причина заключается в том, что очень трудно договориться между собой огромному количеству частей функционирующей ранее единой системы, ставшими самостоятельными. В процессе приватизации произошло выделение из общей системы управления научных и образовательных учреждений, заводов, цехов, что породило организационные и технологические проблемы и нестыковки.

Технические и технологические нестыковки и неувязки сложно обнаружить и урегулировать, так как они невидимы до тех пор, пока не произойдут катастрофы, аварии или другие несчастья. Дефицит главного ресурса – компетентных конструкторских, инженерно-технологических и производственных рабочих кадров – основная проб­лема нашего общества. Ключевой задачей ближайшего будущего будет воспитание управленцев, способных понять и решить проблемы профессионального образования.

У многих «новых хозяев», владельцев машин и их совокупности (заводов, фабрик, сельскохозяйственных производственных комплексов и т. д.) все еще не сформировалось достаточно четкого понимания роли и значения научно-технического прогресса и необходимости повышения интеллектуализации труда.

Перспективы

Роль и значение «нового человека» в условиях постиндустриального и информационного общества существенно возрастает и нельзя мыслить категориями XIX–XX веков. Экономика, основанная на знаниях, – вот к чему надо стремиться, а для этого нужно создать условия непрерывного образования и обучения. То есть создать среду, ядром которой будет обучающийся человек.

Обозначив проблемы, сто­ящие перед обществом, следует отметить: несмотря на трудности, в целом у социальных партнеров – правительства Тюменской области, регионального объединения работодателей и представителей работников (Тюменский облсовпроф) – есть понимание проблемы и путей ее решения. Об этом пойдет речь в следующих публикациях.

Анатолий ЛАЗАРЕНКО, исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз работодателей Тюменской области»