В последние годы в России и Тюменской области, в частности, все большее признание получает особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора экономики – государственно-частном партнерстве (ГЧП). В экономике развитых стран данная форма взаимодействия насчитывает уже несколько десятилетий.

Общественно значимые проекты


Институциональный и организационный альянс государственной власти Тюменской области и частного бизнеса направлен на реализацию общественно значимых проектов по обширному кругу деятельности – от развития стратегически важных для экономики области отраслей до предоставления общественных услуг в масштабах отдельных территорий, отраслей и видов деятельности.

ГЧП в процессе своего развития, в отличие от традиционных административных отношений, создает новые методы управления и формы финансирования, отношений к собственности, включая результаты интеллектуальной деятельности и так далее.
Принципиальное значение имеют вопросы, связанные с перераспределением правомочий собственности, которые неизбежно возникают в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в партнерские отношения, которые должны закрепляться соответствующими соглашениями сторон.

В общем смысле речь идет о действительно институциональном преобразовании сфер деятельности, традиционно относящихся к ведению государства. Понять сущность таких преобразований и создать условия для их реализации – сложная и важная задача.
Такие ключевые правомочия, как право на управление, право контроля над использованием активов, право на доход и так далее, в ГЧП не закреплены законодательно, что существенно сдерживает его развитие.


Эффективность на деле

Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Тюменской области» своим примером уже не первый год пытается вовлечь стороны в этот созидательный процесс. За счет средств объединения, сформированных из отчислений
участников объединения, реализовано несколько проектов, которые можно назвать «пилотными», и они показывают свою эффективность. Показательным примером партнерства может служить деятельность в сфере аграрного профессионального образования, сущность которого представлена в концепции Международного учебно-производственного центра молочного животноводства.

Автор концепции – исполнительный директор областного объединения работодателей, ректор ФГОУ ДПОС «Тюменский институт переподготовки кад-ров агробизнеса» Анатолий Лазаренко отразил не только организационные и технологические аспекты системы профессионального образования, но также детально представил задачи и способы их решения на отдаленную перспективу. В данной концепции предусмотрен и раздел, посвященный ГЧП.

Объединение беспокоит состояние охраны труда и техника безопасности на производстве, поэтому в содружестве с Тюменским облсовпрофом создан электронный образовательный комплекс «Охрана труда», предназначенный для широкого круга работодателей и работников. Разработаны методические рекомендации по модульному, неформальному и спонтанному обучению. Исследуются интерактивные формы обучения.

С персоналом одного из участников объединения работодателей проведен эксперимент по их применению на практике. В ходе эксперимента установлена возможность индивидуального обучения (самообучения) и технологическая совместимость с другими формами образования. Эти работы выполняются за счет внебюджетных средств, отчислений участников Союза работодателей Тюменской области, преимущественно пожертвований ОАО «Запсибкомбанк».


И снова кадры

Несмотря на отсутствие государственного финансирования, в рамках ГЧП продолжается деятельность по созданию принципиально новой системы профессионального образования и системы оценки и сертификации квалификаций. Несовершенство существующей системы профессионального образования заставило бизнес серьезно подойти к вопросам подготовки производственных кадров, отвечающих новым реалиям.

Для решения этих задач областное объединение работодателей направило усилия и средства на разработку образовательных ресурсов, отвечающих современным запросам бизнеса. Некоторые разработки в виде электронных образовательных ресурсов (например, учебно-методический комплекс «Проведение технического обслуживания трактора Case Magnum 310 (ТО-2)») направлены в систему начального и среднего профессионального образования Тюменской области. Надеемся на социальный и коммерческий успех данных проектов после осмысления и признания их гражданским обществом и органами государственной власти и управления.

Представители бизнеса, работающие в режиме партнерства, не ставят цели получения каких-либо личных выгод и преимуществ. Реализация собственных идей, рискованных замыслов и проектов без гарантии получения положительного результата и опасения быть привлеченным к ответственности за возможные неудачи развязывает руки для творчества. В конечном счете выигрывает гражданское общество и государство.


«Разумное ограничение»

Соблюдение принципов ГЧП требует разумного ограничения вмешательства государства в экономику. Главный вопрос – каково это «разумное ограничение»? Мы бросаемся из крайности в крайность. Или не вмешиваемся в экономику, или, наоборот, вмешиваемся чрезмерно, доводя в обоих случаях дело порой до абсурда.

Позиция бизнеса заключается в том, что государство рассматривается как производитель общественных (публичных) благ и не может базироваться только на рыночных принципах. Некоторые блага государство может производить самостоятельно, а какую-то часть передает в частный сектор. Сложность заключается в оценке характера самих публичных благ и их полезности, что порой и не позволяет своевременно распознать многие инновации, оставляя страну в роли догоняющих. Данную задачу удастся разрешить, если руководствоваться принципами суверенности.

В качестве суверена рассматривается, безусловно, государство. Свойство суверенности может означать только одно: государство выступает как единый и единственный субъект, публичный носитель власти и участник хозяйственного оборота.
Государство при всех условиях должно оставаться субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство не позволяет выступать ему в качестве рядового субъекта гражданского права. Поэтому нельзя изначально государство ставить равноправным партнером в проектах ГЧП.

Государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться остальные субъекты гражданско-правовых отношений. Равноправие может наступить тогда, когда в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации совместных проектов. Такого опыта у нас пока нет.

Неопределенность отношений отпугивает потенциальных партнеров в разработке и реализации совместных планов и проектов.
Проекты ГЧП представля

ют собой не простое арифметическое сложение средств, а принципиально новую конструкцию отношений. Государство выступает в роли носителя общественно значимых интересов, участника хозяйственного оборота, осуществляет контрольные функции. Таким образом, государство в первую очередь заинтересовано в эффективности общих результатов.

Кроме того, как партнер государство преследует цель максимизации выгод. Поэтому вполне уместно и даже необходимо поторговаться о характере делегируемых полномочий, условиях использования и о возможном разделе рисков. Каким образом в этом случае оценивать эффективность государственного управления, по каким парамет-рам, тоже пока неизвестно.

К проблемам, характерным для современного состояния ГЧП, относятся и несовершенство нормативно-правовой базы, недопонимание возможностей такого альянса общественностью и бизнесом. Участие бизнеса в решении общих задач не поощряется государством, а односторонне ставить и решать их без финансового участия государства чрезвычайно трудно.

Кроме того, развитие ГЧП и реальное участие государства сдерживаются, а точнее, полностью блокируются государственными служащими из-за опасения быть привлеченным к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности со ссылкой на борьбу с коррупцией, так как механизм их участия в таких проектах не создан. Между тем именно государственные и муниципальные служащие являются наиболее осведомленными и компетентными работниками.

ГЧП должно поощряться государством, отсутствие материальных и моральных вознаграждений, как юридическим, так и физическим лицам ведет к затуханию деятельности. Обобщение теоретического и практического международного, национального и регионального опыта позволяет сделать вывод, что ГЧП – это принципиально новое качество реализации суверенных функций государства. Однако для развития различных форм ГЧП необходимо решение ряда принципиальных вопросов.

Дмитрий ГОРИЦКИЙ, председатель правления
Союза работодателей
Тюменской области,
президент
ОАО «Запсибкомбанк»

Источник: http://www.tumentoday.ru