Профессиональное образование  

как фактор модернизации экономики Тюменской области

 

   Представители делового сообщества давно и обосновано утверждают, что существующая система профессионального образования в новых экономических условиях не способна в полной мере решать актуальные задачи подготовки кадров для реального сектора экономики. Бизнес определил  перечень задач, которые должна решать система профессионального образования, предлагая ему свои услуги. В обобщённом виде эти задачи сформулированы следующим образом:

  • своевременно определять возможности системы профессионального образования удовлетворить спрос заказчиков и потребителей образовательных услуг;
  • повышать производительность и качество труда;
  • создавать механизм управления инновациями, быстро реагирующего на рыночные изменения;
  • ускоренно замещать нововведения;
  • формировать потребность в непрерывном самообразовании работодателей и работников.
  • создать благоприятный климат по поддержке, и стимулированию внедрения педагогических новшеств в образовательной практике;
  • создать условия доступности профессионального образования по цене и срокам;
  • вводить новые формы и методы обучения на рынках образовательных услуг;
  • прогнозировать жизненный цикл образовательных программ.

 

   Чтобы приобрести знания и опыт, а затем реализовать их на своём рабочем месте, должно пройти определённое время. Каждый из нас прошёл через это и испытывал определённые трудности, прежде чем приобрёл нужные знания, навыки, умения и применил их на практике.

   Для формального признания знаний (подтверждения квалификации) в соответствии с образовательными стандартами в образовательных учреждениях приходилось изучать множество наук и дисциплин. Некоторые из них в практической деятельности не пригодились, а в последствии и вовсе забылись.

   Следовательно, некоторые ранее приобретённые знания и научения, если они не ведут к вознаграждению, т.е. не востребованы, слабеют и исчезают. При этом государство и бизнес-сообщество тратят огромные ресурсы, включая время на их изучение.

   Между тем, следует отметить, что Человек рождается с заложенным механизмом умственного развития и на своём рабочем месте он получает нужные знания и навыки для успешного исполнения своих профессиональных обязанностей.

Возникает вопрос, зачем мы тогда тратим столько времени и средств, чтобы напичкать людей знаниями, которые в повседневной жизни им не нужны. Нам необходимы совсем другие знания и навыки, которые бы постоянно повышали эффективность каждого человека на его рабочем месте.

   Таким образом, важнейшим фактором модернизации экономики и одним из способов достижения гармонии, процветания и успеха человека является профессиональное обучение в течение всей жизни.

   Также следует учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Формальный подход к образованию и нивелирование людей может привести к множеству неприятностей и утраченных возможностей, если не усматривать в каждом человеке индивидуальные, личностные качества.

В эпоху постиндустриального общества и при переходе к информационному обществу, индивидуальные качества человека и достижения научно-технического прогресса (НТП) в процессе познания вполне могут быть технологически совместимыми.

   Наблюдения показывают, что при личностно-деятельном подходе, адаптивная система обучения эффективно применяется во благо конкретного человека и всего общества в целом.

Россия вступила в ВТО, а образовательные услуги в этой организации являются товаром, и как любой другой товар будут регулироваться по правилам ВТО. Обучаемые будут рассматриваться как потребители образовательных услуг. Это предполагает формирование нового экономического механизма во взаимоотношениях поставщиков и потребителей образовательных услуг, т.е. работников, работодателей и образовательных учреждений.

   Между тем, остаётся не изученным вопрос, как будут развиваться отношения к самим услугам, в которых определяющее значение имеют потребительские свойства.

   В современных условиях, приоритетом системы профессионального образования становится  улучшение качества и доступности образовательных услуг, с целью подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики, основанной на реальных знаниях и умениях.

   В Тюменской области во исполнение Распоряжения Губернатора Тюменской области от 05.06.2001 № 338-р «О разработке областной целевой программы по обеспечению агропромышленного комплекса кадрами до 2005г.» была разработана Областная целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области на 2002-2006 годы».  Уже в те годы были выявлены объективные источники проблем. На уровне «идеальной» формулировки задач был определен курс на будущее. 12 лет назад деловое сообщество и Правительство Тюменской области, обеспокоенные ситуацией с кадровым обеспечением АПК, выработали направления, опередившие время. К сожалению, они не реализованы в полной мере.

   Объективно оценивая ситуацию в системе профессионального образования, был обнаружен ряд аномалий, т.е.- отклонений от норм, от общих закономерностей в развитии общества и общественных отношений. Установленные «неправильности» подтвердились в последние годы.

   Эти аномалии в системе профессионального образования проявились, когда мы рассматривали систему профессионального образования, как совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в аграрном сообществе в рамках устоявшихся научных и образовательных традиции за достаточно большой период времени.

   До определённого времени профессиональное образование устраивало общество, но у нас сменилось общественно-политическое устройство страны, появились: новое поколение людей, новые ценности, новые технологии. Процесс глобализации неизбежно приведёт нас к существенным изменениям мировоззрения по отношению к знаниям и процессам их получения.

   Однако, как численно измерить количество и качество знаний и оценить, насколько полезны они тому, или иному индивидууму, пока не известно. Как постигать новые знания? «Грызть гранит науки», но тогда обучение принесёт только вред здоровью и разочарование? Поэтому профессиональная ориентация - ещё одна забота общества.

   Любое мышление и поведение человека в зависимости от того как оно влияет на его здоровье, можно рассматривать как нейтральное, саногенное, или патогенное. Мышление следует рассматривать как умственное поведение человека, функцией которого является управление поведением в определенных обстоятельствах. В нашем случае в условиях осуществления своей производственной деятельности, поведение взрослого человека существенно отличается от поведения детей (школьников и студентов) в условиях обучения.

   Саногенное мышление и поведение порождают здоровье и благополучие, а — патогенное — болезни и несчастья. Безвредное обычное мышление взрослого человека изменяется в связи с изменением обстоятельств, к которым он не может приспособиться в современных условиях. В нашем случае это новые техника и технологии или производственно-экономические отношения.

   Это происходит по незнанию или вследствие стереотипных шаблонов мышления и предрассудков, как в среде взрослых работников, так и молодых. Не помню, кто сказал, что если в обществе доминирующее положение занимают люди старшего поколения - это трагедия, а если молодёжь, то это комедия. Надо научить взрослых людей правильно употреблять уже имеющиеся знания и мысли и передавать молодым работникам.

   Предшественник Аристотеля - Гераклит сказал «Многознание не научает мудрости». Это можно понимать как то, что мудрость состоит в правильном употреблении мыслей и поступков. В сложившейся демографической ситуации необходимо обращать особое внимание на профессиональное образовании взрослых и даже пожилых людей.

   При обучении взрослых, задачей саногенного мышления является избавление от плохих последствий эмоционального стресса, связанного с производственной деятельностью. Сознательное переживание стыда взрослого человека в связи с тем, что он не может освоить какую-либо образовательную программу, подавляет желание учиться и доводит до состояния эмоционального расстройства и невозможности воспринимать в дальнейшем информацию.

Безжалостная гонка конкуренции в обществе, может привести к потере индивидуальности у людей. Для того, чтобы избавить человека от чувства неполноценности, а взамен дать внутреннюю свободу и гармонию с окружающим его миром, надо кардинально изменить подходы к самим знаниям и процессам обучения, которые нацелены на взрослого человека.

   Непрерывные изменения заставляют нас постоянно учиться,  переучиваться и обучать других. Как установлено, обучение взрослых имеет целый ряд особенностей. Общее определение взрослого человека дано ЮНЕСКО. «Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит».

   В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.

Понятие - образование взрослых (adult education) охватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения, как формального, так и множество его неофициальных форм и видов. С помощью непрерывного образования люди разных возрастных групп развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Под профессиональным обучением (training) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи.

   Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни (lifelong education), в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.  Отличия обучения взрослых от обучения детей наукой осознаётся постепенно.

   Разработана даже андрагогическая модель организации обучения. В рамках данной модели обучающийся сам несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Именно обучающийся человек выступает в качестве основной «движущей силы» обучения. Преподавателям отводится роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и знания позволяющие удовлетворить обучающегося без унижения его чести и достоинства.

   Наиболее эффективными являются активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием, т.е консультирование в процессе управленческой и производственной деятельности и т. д.

   Отличие производственного образования и обучения от традиционного академического (базового) заключается в подходах к организации взаимодействия с обучающимися людьми, методах коммуникации, распределении ответственности за результаты, а также мотивации к обучению.

Сущность обучения взрослых людей заключается в следующем:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного опыта — важного источника обучения;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

   Взрослые люди будут иметь желание учиться, в том случае если они видят возможность применить результаты обучения для улучшения своей жизни. Кроме того, взрослые люди станут активно участвовать в обучении и привнесут в процесс обучения свой опыт и жизненные ценности. Эти устремления необходимо поддерживать, а не подавлять.

   Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому старается учиться без отрыва от основной профессиональной деятельности.

Надо особенно понимать и учитывать, что взрослые люди осваивают новые знания и навыки с разной скоростью. При работе с ними необходимо особое внимание уделять индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

   Американский психолог Карл Роджерс психологические особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения, сформулировал следующим образом: «Люди от природы обладают большим потенциалом к обучению; обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает; в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии; большая часть обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту; самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе».

   К.Роджерс рассматривает взрослого человека как инициатора и ответственного участника процесса собственного обучения. Однако, у взрослых есть и другая особенность. С возрастом, многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение, слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации).

   Необходимо учитывать и возрастное снижение обучаемости, которое связано с общим состоянием здоровья, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике. Новые знания, а главное форма их представления, должны быть изменены и приспособлены к взрослому человеку.

   В настоящее время мы наблюдаем избыточность образовательных ресурсов, однако качество и полезность их находится под вопросом. Любая избыточность предполагает выбор, т.е. появляется вариативность. Таким образом, мы можем конкретизировать проблемы каждого отдельного специалиста в любой отрасли и подобрать нужные знания и формы обучения.

РОР «Союз работодателей Тюменской области» экспериментальным путём подтвердил технологическую совместимость разных подходов в профессиональном образовании и обучении взрослых. Полагаем, что данный проект с каждым годом будет расширяться и масштабироваться. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы довести данную идею до широкого сознания представителей делового сообщества и внедрить в систему дополнительного профессионального образования, руководствуясь новым законом об образовании.

   Таким образом, одновременно можно решать и проблему нехватки педагогических кадров, включая мастеров производственного обучения.  

   Демографическая ситуация в стране нас просто обязывает заняться созданием системы профессионального обучения включая людей различных возрастных категорий. Конечно некоторые размышления, подходы и выводы являются спорными. Однако - это лучше, чем когда вообще не будет никаких суждений по данным вопросам.

 

 

Лазаренко

Анатолий Константинович,

исполнительный директор

РОР «Союз работодателей

Тюменской области»