Попов Ф.И.
Генеральный директор
АНО ТО «НИИ БЖД»
Аутсорсинг охраны труда – новшество для работодателя!
Каждый работодатель обязан обеспечить своих работников безопасными условиями
труда! Это прописано в Трудовом кодексе Российской Федерации, и является обязательным
требованием для всех, вне зависимости от форм собственности и сферы деятельности. Но как
соблюсти все нормы и правила и при этом не растратить весь бюджет организации?
Аутсорсинг охраны труда позволит не только существенно сократить расходы на
охрану труда, но и качественно выполнять все требования прописанные в законодательстве.
Для кого-то пользование услугами аутсорсинга различных сфер деятельности
привычное дело. Но для многих слово «аутсорсинг» новое. Аутсорсинг (от англ. outsourcing
(outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) – передача организацией на
основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на
обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Аутсорсинг охраны труда – выполнение функций (либо части функций) специалиста по
охране труда другой компанией, имеющей все разрешения заниматься этой деятельностью.
Уже ни у кого не вызывает страха и удивление передача неосновных производственных
функций другой компании. Часто можно встретить организацию, которая заключила
договора на обслуживание бухгалтерии, оргтехники, принтеров, уборку служебных
помещений, транспортировку своих сотрудников до места работы, доставку воды. Такие
профессии как электрик, сантехник, повар редкость в штатном расписании, у большинства
организаций малого бизнеса. Но в то же время у этих организаций нет проблем с
отчетностью в налоговую инспекцию, нет перебоев в работе электрооборудования,
компьютеры всегда работают и офис всегда чистый. Это говорит о том что, выбрав
«правильную» компанию, и передав ей какие-либо функции, можно быть уверенным в том,
что эти функции будут выполнены в срок и с надлежащим качеством, тем самым
сконцентрировать ресурсы своей компании на основных видах деятельности.
К услугам аутсорсинга прибегают в том случае, если выполнение каких-либо функций
силами своих сотрудников непрофессионально и неэффективно. Перед тем, как решиться
передать часть услуг какой-либо компании, надо взвесить все «за» и «против». Главный
плюс перехода на аутсорсинг – экономия расходов и возможность сосредоточиться на
профильной деятельности. При заключении договора на передачу функций компании-
аутсорсеру есть и другие преимущества.
Во-первых, исключаются расходы, связанные с наймом и содержанием персонала. Не
нужно тратить средства организации на зарплату штатному сотруднику, а также никаких
страховых взносов, покупки оборудования для обустройства рабочего места, ведь основная
работа проводится на территории компании, предоставляющей услуги аутсорсинга. Также,
расходы на аутсорсинг в полной мере относятся на затратную часть и уменьшают
налогооблагаемую базу.
Во-вторых, снимается нагрузка по юридическому и социальному оформлению
сотрудников. Это касается бухгалтерии, отдела кадров и обслуживающий персонал.
В-третьих, стоит помнить, что вы передаете функции компании, специализирующейся в
этой области. А это означает, что их выполнением будут заниматься профессионалы той или иной отрасли, и если возникнет вопрос, то решать его будет ни один человек, а штат
опытных специалистов.
В-четвертых, гарантируется нон-стоп работа (никаких больничных и отпусков) при
обслуживании вашей организации.
Конечно, имеются и недостатки при заключении договора на аутсорсинг.
Если компания-аутсорсер прекращает свою деятельность, то прекращается и
обслуживание вашей организации. Также имеется риск передачи информации сторонней
организации. Главный минус аутсорсинга – отсутствие у компании, предоставляющей такие
услуги, необходимой компетенции и профессионализма.
В случае аутсорсинга охраны труда компетенцию организации-аутсорсера проверить не
сложно. Организация, предоставляющая услуги аутсорсинга охраны труда, обязана быть
включена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в
реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Достаточно запросить у компании-аутсорсера уведомление о внесении в этот реестр. И
проверить на сайте http://rao.rosminzdrav.ru/ наличие этой организации в реестре. Так же
стоит обратить внимание на стаж работы организации. Чем больше стаж, тем больше у такой
организации опыта решения различных проблем в сфере охраны труда, разработки типовых
инструкций по охране труда и иных локальных документов.
После того как руководитель организации решил воспользоваться услугами
аутсорсинга охраны труда, должен быть составлен перечень передаваемых функций.
Существует несколько видов перехода организации на аутсорсинг охраны труда.
Во-первых, полная передача всех функций и обязанностей охраны труда. Организация
и координация работ по охране труда, разработка всей документации по охране труда,
работа с надзорными, проверяющими органами, контроль за соблюдением законодательных
и нормативных актов по охране труда, контроль выполнения мероприятий по улучшению
условий на рабочем месте, участие в комиссии по несчастным случаям, участие в комиссии
по приемке нового оборудования, объекта, здания и многое другое ложится на плечи
компании-аутсорсера.
Во-вторых, частичная передача функций охраны труда. Работодателем выбирается
перечень функции, которые он хочет передать на обслуживание другой компании, а за
оставшуюся часть функций несет ответственность сам.
В-третьих, разработка и внедрение комплекта нормативных документов по охране
труда. Компания-аутсорсер должна будет подготовить все журналы, инструкции, приказы,
списки и перечни по охране труда, а руководитель силами своей организации дальше будет
вести их сам.
В-четвертых, проведение специализированной организацией аудита (разового или
периодического), направленного на выявление «слабых» сторон в охране труда организации.
Таким способом можно проверить работу отдела охраны труда в организации и снизить
профессиональные риски и уровень травматизма.
Как показывает практика, услугами аутсорсинга чаще всего пользуются иностранные
компании или совместные предприятия. Передача непрофильных функций в таких
организациях – стандартная практика, позволяющая направить все силы на достижение
основной цели: получение прибыли. Передача охраны труда сторонней организации должна быть интересна предприятиям с
небольшой численностью сотрудников и предприятиям, которые только начинают свое
существование.
К сожалению, руководители организаций часто пренебрегают выполнением своих
обязательств по причине недостаточного объема знаний законодательства, недооценки
последствий и рисков возможных происшествий. В статье 5.27 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях прописаны штрафы и санкции за
невыполнение обязательств по охране труда. Нарушение законодательства о труде и об
охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 до
50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее
подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное
правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет. Несложно посчитать
расходы при выявленных нарушениях в организации. Так же стоит учитывать репутацию
руководителя и компании при неблагоприятном исходе проверки охраны труда Надзорными
органами. В наше время испорченная репутация не может быть компенсирована никакими
деньгами.
Надо помнить, что главной задачей охраны труда в организации является, в первую
очередь, обеспечение работников безопасными условиями труда, которые позволят снизить
риски производственного травматизма. И все затраты на охрану труда – необходимы! А
чтобы сократить эти самые затраты и качественно соблюсти все требования
законодательства, стоит присмотреться к компаниям, предлагающим услуги аутсорсинга
охраны труда!