КАК ОРГАНИЗОВАТЬ

СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

И ВОЗМЕСТИТЬ РАСХОДЫ НА НЕЁ

 

Пошаговая инструкция

 

 

ШАГ 1. Утвердите состав комиссии и график спецоценки

Если ваша компания решила провести спецоценку, то перед тем, как обратиться к оценщику, надо собрать специальную комиссию и утвердить график. Жестких требований к графику спецоценки нет – документ составляют в свободной форме. Сроки проведения спецоценки также не установлены – все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них.

Закон требует, чтобы в состав комиссии обязательно входили:

  • специалист по охране труда из вашей организации;

  • представители профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Кроме того, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники. Кстати, включать в состав комиссии представителей организации, которая будет проводить спецоценку, не нужно.

Особые правила действуют для малых предприятий (выручка максимум 400 млн руб., численность работников не больше 100 человек, оба показателя за 2014 год). Такие организации обязательно включают в состав комиссии руководителя и специалиста по охране труда. Возможно, в малой компании нет такого штатного работника. Тогда в комиссию включают другого человека, который занимается в этой организации охраной труда по гражданско-правовому договору.

Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. Значит, ее результаты нельзя применять.

Добавим, что если компания не является малым предприятием, тогда как минимум один специалист по охране труда должен быть. Причем, когда численность сотрудников превышает 50 человек, компания обязана создать службу или отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ). Если такового подразделения нет, возможен штраф в размере от 30000 до 50000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ограничений по количеству членов комиссии не установлено. Главное, чтобы их число было нечетным (по ст.9 ФЗ от 28.12.2013 г. №426-ФЗ, далее – Закон №426-ФЗ).

Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии руководитель компании утверждает приказом.

 

 

Будет проще, если ознакомитесь с образцами документов, необходимых для проведения СОУТ, можете найти на сайте

 

http://www.niibgd.ru/

 

в разделе «Услуги» - «Специальная оценка условий труда».

 

 

 

ШАГ 2. Составьте список рабочих мест, которые надо оценить

Далее комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка. Для этого оформляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места, те, которые одновременно имеют следующие одинаковые признаки: профессии или должности одного наименования, работа в одном или нескольких однотипных помещениях и др. (ст.9 Закона №426-ФЗ). Если выявлены аналогичные места, спецоценку условий труда достаточно провести в отношении 20% от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места.

 

ШАГ 3. Подпишите договор с организацией, проводящей СОУТ

Проводить СОУТ своими силами нельзя. Обязательно надо нанять по гражданско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независимой по отношению к вашей компании. В частности, спецоценку не может проводить дочернее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.

В текущем году проводить СОУТ могут все организации, которые были аккредитованы как оказывающие услуги по специальной оценке условий труда. Посмотреть весь список этих организаций можно в реестре на официальном сайте Минтруда России http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.

Только такие организации вправе проводить специальную оценку.

 

ШАГ 4. Подпишите отчет по результатам спецоценки

Проведя спецоценку, привлеченная организация составляет отчет. Его форма, равно как и инструкция по заполнению, утверждены Приказом №33н. Отчет – это самый важный документ, который оформляют по итогам специальной оценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

В отчете приводятся данные об организации, которая провела специальную оценку, перечень оцененных рабочих мест и другие данные. На основании этого документа компания может планировать мероприятия по охране труда и списывать соответствующие расходы (например, на выдачу средств индивидуальной защиты, замену оборудования и пр.), а также определять тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

Не забудьте в отдельном документе утвердить перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Форма документа свободная. Копия этого перечня нужна для зачета взносов.

Для целей расчета налога на прибыль, отчет о специальной оценке заменяет акт выполненных работ. Соответственно, если есть договор и отчет, расходы на оценку можно списать как прочие (подп.7 п.1 ст.264 НК РФ).

 

ШАГ 5. Подайте в трудовую инспекцию декларацию

По тем рабочим местам, которые признаны оптимальными и допустимыми (нет вредных и опасных производственных факторов), надо будет представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Её форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. №80н.

 

 

ШАГ 6. Подготовьте документы для зачета расходов на специальную оценку в счет страховых взносов

Потраченные на специальную оценку деньги можно зачесть в счет уплаты взносов «на травматизм» (приказ Минтруда России от 20.02.2014 г. №103н). Раньше аналогичные правила действовали по аттестации рабочих мест. Зачесть можно будет максимум 20% от взносов «на травматизм».

 

Для этого 1 августа нужно будет подать пакет документов в ФСС РФ. Вам понадобится заявление в свободной форме и план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в Приложении к Правилам, утвержденным Приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. №580н). К ним приложите копии:

  • перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

  • Приказа о создании комиссии по проведению СОУТ;

  • договора с организацией, которая проводит специальную оценку.

 

Причем в договоре должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых проведена оценка, и стоимость специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест. Все документы обязательно заверить печатью компании.

 

Это важно: воспользуйтесь формулой для того, чтобы понять, сколько можно зачесть:

 

Скачать Формулу

 

 

ШАГ 7. Дождитесь, пока фонд примет решение

Срок, в течение которого специалисты ФСС примут решение, зависит от суммы начисленных в 2015 году взносов. Если эта сумма не превышает 8000000 руб., территориальное отделение фонда принимает такое решение самостоятельно в течение 10 рабочих дней с момента подачи всех документов.

 

Соцстрах откажет в зачете расходов на спецоценку, если:

  • у компании есть недоимка по уплате страховых взносов (пени и штрафы);

  • представленные документы содержат недостоверную информацию либо подан неполный комплект документов;

  • предусмотренные бюджетом ФСС России средства на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма на текущий год полностью распределены.

 

 

ШАГ 8. Отчитайтесь по расходам

Ежеквартально вместе с формой-4 ФСС в территориальное отделение фонда надо будет подавать специальный отчет об использовании сумм страховых взносов. Рекомендуемая форма отчета есть в письме ФСС России от 04.04.2012 г. №15-03-18/07-3726. В отчете об использовании сумм страховых взносов укажите, сколько взносов и на какие мероприятия было потрачено. К отчету приложите документы, подтверждающие целевое расходование средств. Также как и форму-4 ФСС, отчет составляйте нарастающим итогом с начала года.

 

Для получения дополнительной информации, а также для заказа проведения

специальной оценки условий труда, свяжитесь с консультантами по телефону

8(3452) 52-19-06

 

 

Организация

Конт.тел.

Адрес страницы сайта

для получения консультаций

 

Департамент труда и занятости населения Тюменской области

55-63-55

55-63-56

http://trud.admtyumen.ru/zan_to/consultation.htm

консультации специалистов

ГУ Тюменское региональное отделение ФСС РФ

799-700

http://r72.fss.ru/answers/155671/index.shtml

список специалистов, работающих по «горячей линии»

Пенсионный фонд РФ,

Отделение по Тюменской области

27-09-83

горячая линия для жителей Тюмени

 270-840

горячая линия для жителей юга Тюменской области

http://www.pfrf.ru/online_consult

он-лайн консультант ПФР

Государственная инспекция труда в Тюменской области

682-973

телефон горячей линии

http://онлайнинспекция.рф/

информационно-консультационный портал Роструда

Федеральная налоговая служба Тюменской области

49-20-05

49-20-06

http://www.nalog.ru/rn72/apply_fts/

контакты и обращения

Тюменское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда» (ВОСОТ)

 

52-19-06

 

http://vosot.ru/

 

 

Союз «Объединение работодателей Тюменской области»

55-03-65

http://sr72.ru/