Работодатели идут в ногу со временем?

 

Союз работодателей Тюменской области

► Объединение работодателей является некоммерческой организацией, которая функционирует с 04.05.2005 года.
 

► Объединение создано на добровольной основе, основано на членстве работодателей (юридических и физических лиц) Тюменской области, региональных отраслевых и территориальных объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории области.

► В состав объединения входит 474 организации всех отраслей различной организационно-правовой формы.
 

► Союз работодателей Тюменской области имеет статус регионального отделения общероссийского объединения работодателей «Российский Союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) и является его членом.

   Новые модели профобразования: внедрить современные стандарты профессии и подготовить высококвалифицированных специалистов

На страницах газеты «Тюменская область сегодня» продолжается разговор о профессиональном образовании. В предыдущих выпусках опубликованы статьи ректора ТюмГНГУ, доктора технических наук, профессора Владимира Новоселова и доктора технических наук, профессора Виктора Спасибова о развитии региона и приоритетных задачах, стоящих перед органами власти, педагогическим сообществом, бизнесом. Предлагаем вниманию читателей интервью с Анатолием Лазаренко, исполнительным директором Союза работодателей Тюменской области, кандидатом экономических наук.

   – Анатолий Константинович, какие задачи ставит перед собой региональный Союз работодателей, учитывая необходимость перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития?

   – Тюменскую область наделили огромными невозобновляемыми и во­зобновляемыми ресурсами и дали установку: берите, пользуйтесь и создавайте экономику, которая могла бы в будущем обеспечить высокий жизненный уровень не только вам, но и вашим потомкам. Безусловно, развитие экономики Тюменской области будет напрямую зависеть от добычи и продажи энергоносителей, в этом заключается главная проблема. Все наши внутренние устремления направлены на добычу и продажу природных ресурсов, как правило, нефти и газа. Эти ресурсы рано или поздно истощатся, и с чем мы останемся?

   Разговоров о диверсификации экономики много. Но особенно много несправедливой критики по этому поводу в адрес СССР. В то время как раз и создавалась сырьевая база для создания перерабатывающих отраслей с высокой прибавочной стоимостью, но не хватило времени. Я много лет работал в этих отраслях и хорошо знаю, как все было на самом деле. Понятно, что нужны новые подходы к постиндустриальному развитию страны, необходима государственная поддержка новой волны индустриализации, сельского хозяйства, науки и другого. Не решим эти задачи – не сможем модернизировать образование, здравоохранение, вооруженные силы и т.д. У нас просто не будет денег.

   Поэтому будущее Тюменской области и России напрямую зависит от понимания сущности модернизации и скорости практического воплощения довольно хороших государственных программ и проектов.

Главная задача, которая стоит перед объединением, – научиться вместо пустых многословных и бесплодных рассуждений перейти к мышлению, направленному на достижение поставленных целей, то есть создать коллективы, способные реализовать прорывные идеи.

– В последнее время ставится вопрос о поднятии престижа рабочих профессий. Какова структура рабочих профессий и их востребованность на предприятиях региона?

– На примере проектно-строительного и агропромышленного комплексов можно сделать следующие выводы. Повысился средний возраст инженерно-технических работников в проектно-строительном комплексе до 39 лет, а было 28 лет. На линейных должностях (мастера, прорабы, начальники участков) работают люди довольно зрелого возраста. В сельском хозяйстве ситуация сложнее.

Современный выпускник инженерно-технологических специальностей не владеет элементарными производственными навыками профессии. Это как офицер, который даже стрелять не умеет. Как он может командовать солдатами и управлять боем? В среде рабочих специальностей ситуация подобная, но есть и отличие.

   Современные машины, станки, технологические линии требуют специальных знаний в области компьютерных технологий, и в этом лучше преуспевают молодые ребята, имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Поэтому упразднение начального профессионального образования с 1 сентября этого года – нормальный и закономерный процесс.

Среди массовых профессий требуются квалифицированные машинисты дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Операторы на аппаратные способы производства (станки с ЧПУ, операторы машинного доения и т.д.). Каменщики, сварщики для электродуговой, контактной и других видов сварки, отделочники и т.д. Для поднятия престижа рабочих специальностей проводится много конкурсов профмастерства, начиная с корпоративных и заканчивая федеральными.

– Какие меры предпринимают работодатели для обучения рабочих и повышения их квалификации?

– Работодатели озабочены уровнем подготовки рабочих нужных профессий с определенной специализацией. Понятно, что среди выпускников есть разные люди. Одни пришли по призванию, другие по необ­ходимости.

   Жизнь заставляет самих работодателей заниматься обучением или доводкой таких специалистов до нужной кондиции. Всегда так было. На рабочих местах создаются условия для обу­чения молодых работников теоретическим основам и практическим навыкам для успешной работы. Это получается, и довольно неплохо (хорошие примеры – «Мостоотряд -36», агрофирма «КРиММ»). Социально ответственные работодатели не ждут и не надеются на зарубежных специалистов, а готовят своих, при этом берут на себя затраты на обучение.

– Анатолий Константинович, удается ли работодателям находить общий язык с учебными заведениями региона? Насколько подготовка будущих специалистов отвечает требованиям современного производства?

– Общий язык работодатели с учебными заведениями региона находят. Но разговариваем порою с акцентами. Убеждения образовательных учреждений, что они подготовят нужных специалистов заявленной компетенции, работодатели воспринимают с определенной долей скептицизма. Этому есть объективные и субъективные причины.

Во-первых, федеральные государственные образовательные программы (ФГОС) не отвечают возрастающим требованиям работодателей. И изменить их образовательное учреждение не может. Во-вторых, сами работодатели не способны создать свои профессиональные стандарты (ПС), по которым можно было бы обучать специалистов.

   Но есть много положительных примеров, когда работодатели предоставляют места для прохождения практики на конкретных рабочих местах, оснащенных современными машинами и оборудованием. Это замечательно, за этим большое будущее. Не имеет смысла образовательным учреждениям выпрашивать деньги для приобретения таких машин и оборудования для укреп­ления материальной базы. Целесообразно деньги потратить на учебное и лабораторное оборудование. Работодатели идут в ногу со временем и будут опережать бюджетные образовательные учреждения в этом деле. Лучше договариваться, и работодатели придут на помощь. Но им тоже надо создать мотивы, ведь кадры в таком случае готовятся для широкого круга потребителей.

   Объединением создана целая серия инструктивно-методических материалов для профессио­нального образования и обучения. Разработаны Положения о неформальном и спонтанном обучении.

Проведены эксперименты по самостоятельному обу­чению без отрыва от рабочего места с последующей валидацией (признанием) полученных знаний и выдачей соответствующего документа об образовании. Эксперименты доказали свою эффективность и совместимость образовательных технологий. Однако это трудно воспринимается: как это так, учиться и не осознавать, что учишься?

Строители проявили интерес к данной теме. 26 августа 2013 года Союз строителей Тюменской области под председательством Игоря Спиридонова провел очередное мероприятие, посвященное подготовке кадров для отрасли.

   Уже созданы рабочие группы для реализации замыслов. В ближайшем будущем работодатели строительных организаций, имеющие ярко выраженное инновационное мышление, и образовательные учреждения, заинтересованные в подготовке реальных специалистов, проведут такие эксперименты. Примечательно активное участие профсоюзов в этом движении.

– Каким образом Союз работодателей участвует в развитии системы сертификации квалификации?

– Региональным объединением работодателей «Союз работодателей Тюменской области» еще в 2009 году сформирован полный пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих создание и обеспечение деятельности независимой системы оценки и сертификации квалификаций. Кстати, «Тюменская область сегодня» публиковала статьи по данной теме, однако интереса к ней не наблюдается. Причин этому несколько. Общественно-государственная система управления образованием нормативное обеспечение получила только с вступлением в силу нового закона об образовании с 1 сентября этого года. Бизнес-сообщество никак не может понять глубокой сущности такой системы управления, своих прав и обязанностей в части аккредитации образовательных учреждений, программ, оценки и сертификации квалификаций работников именно профессиональным сообществом. Работодатели задают вопрос: а зачем нам еще раз оценивать квалификацию, если специалист получил признание у государства и ему выдан соответствующий документ об образовании (диплом, свидетельство)?

   Органы государственной власти присматриваются к развитию событий, держат нейтралитет, для порядка периодически поднимают тему, но развития ей не дают, так как тоже усматривают некое покушение на свои полномочия, ведь образовательные учреждения в большинстве своем – бюджетные организации и подведомственны данным органам власти.

Работники тоже не понимают, зачемим заново проходить проф­переподготовку, повышение квалификации и доказывать теоретические знания, да еще показывать практические навыки и умения, у них ведь есть документ об образовании.

   К тому же они понимают, что эксперты из профессионального сообщества не допустят в профессию без реальных знаний и умений. Это уже определенная угроза для неумех.

Так что нам есть куда развиваться.